Проект, который начат в рамках Года городов-побратимов Рязани в 2011
году и реализуется при поддержке администрации в рамках партнерства городов
Рязань и Мюнстер – Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и
подростков (Рязань) и Школьной психологической консультации (Мюнстер),
направлен на активизацию работы по ранней профилактике в образовательных
учреждениях города Рязани.
Цель:
адаптация к условиям образовательных
учреждений города Рязани и широкое внедрение программы ранней профилактики
насилия, деструктивных конфликтов и экстремизма в образовательной среде «Волшебный круг» (авторы: Керстин
Бендер, Лотар Дункель, доктор Линда Экк и др., Мюнстер, Германия)
Задачи:
1. Изучить
концептуальные основы программы «Волшебный круг», освоить методические подходы
к их реализации в дошкольном и младшем школьном возрасте.
2. Провести
апробацию методических разработок немецких коллег в условиях образовательных
учреждений города Рязани, анализ результатов, корректировку программы с учетом
специфики учреждения и особенностей детских групп.
3. Подготовить
методические материалы по итогам адаптации программы в учреждениях образования
города Рязани.
4. Создать
организационно-методические условия для широкого внедрения программы в практику
профилактической работы образовательных учреждений города Рязани.
5. Провести
подготовку специалистов социально-психологической службы
и педагогов школ и детских садов к проведению программы «Волшебный круг»
в рамках образовательного процесса.
6. Организовать
курацию и методическое сопровождение реализации программы в образовательных
учреждениях города.
Участники
проекта и их функции:
o Центр
ПМС-сопровождения (Рязань) – общее руководство и координация
o Школьная
психологическая консультация (Мюнстер) – методическое руководство и супервизия
o Специалисты Центра,
детских садов №№ 2, 116 и школ №№ 14, 21, 38 – апробация и адаптация программы
o Образовательные
учреждения города Рязани: детские сады №№ 2, 19, 89, 116 и школы №№ 14, 21, 29,
38, 39, 40 – предоставление базы для адаптации программы
o Образовательные
учреждения города Рязани: внедрение программы в образовательный процесс
Сроки:
1 часть «Волшебный круг: адаптация». 04.2011 – 06.2012
2 часть «Волшебный круг: широкое внедрение». 08.2012 – 06.2013
Промежуточные
итоги
Первая
часть проекта «Волшебный круг: адаптация» успешно реализована в полном
соответствии с планом:
- проведена
серия обучающих семинаров для первой группы специалистов из 10 образовательных
учреждений города с участием немецких коллег,
- переведены
предоставленные методические материалы,
- организованы
занятия с детьми от 4-5 лет до 10-11 лет в 4 детских садах и 6 школах
(всего 441 занятие для 174 детей – 102
школьников и 72 дошкольников),
- состоялась
супервизия работы рязанских специалистов немецкими коллегами,
- собраны
аналитические материалы и отзывы участников проекта,
- подготовлены
методические разработки занятий,
-
составлена программа стажировки для специалистов психологической службы,
-
проект представлен на открытых занятиях для родителей, на городских
педагогических мероприятиях, на международной научно-практической конференции
РГУ.
Продолжение
проекта
Вторая часть
проекта «Волшебный круг: широкое внедрение» предполагала для своей реализации
значительных материальных вложений. Успехи в реализации первой части проекта и
в целом взаимовыгодное партнерство специалистов Рязани и Мюнстера стало основой
для участия в конкурсе проектов, объявленном в рамках Года Германии в России
Министерством Иностранных Дел Германии и Немецким культурным центром им. Гете в
России при поддержке Фонда им. Роберта Боша. В результате конкурсного отбора из
600 заявок проект «Волшебный круг в Рязани» вошел в число 49, получивших грантовую
поддержку. Это позволит:
- подготовить
программно-методический комплекс «Волшебный круг» к изданию,
- тиражировать в
достаточном количестве для широкого использования его рязанскими воспитателями
и учителями начальных классов,
- организовать
обучающие семинары для педагогов из рязанских детских садов и школ,
- привлечь
немецких специалистов к супервизии и методическому консультированию,
- создать
необходимые условия для организации профилактических занятий с детьми в детских
садах и школах города, направленных на развитие ту них таких компетенций,
которые лежат в основе конструктивного ненасильственного взаимодействия с
окружающими,
- презентовать
проект в СМИ, на общероссийских конференциях, в психолого-педагогических
изданиях.
Ожидаемые
результаты:
o Программно-методический
комплекс «Волшебный круг», адаптированный к условиям образовательных учреждений
города Рязани
o Программа
обучающего семинара по овладению программой «Волшебный круг» для специалистов
службы и педагогов ОУ
o Методисты-консультанты
(10-15 человек), получившие специальную подготовку у авторов программы и
участвовавшие в ее адаптации
o
Специалисты
социально-психологической службы и педагоги (20-60 человек), подготовленные к
проведению занятий по программе «Волшебный круг»
o Широкое
внедрение программы в развивающую и профилактическую работу с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста в 20-50 образовательных учреждениях
города